Естественность, детская непосредственность и спонтанность в реакциях, ощущение путешествия по жизни без лишних усилий или действия, продиктованные извне и искаженные защитами, зажимами и запретами, - выбор существует у каждого человека, и решение принимает только он сам.

К занятиям с движением, как правило, люди приходят в разные периоды жизни для того, что бы в начале укрепить свое здоровье и побеждать, если есть возможность соревноваться, или просто соревноваться, если есть такая возможность.

Но в какой-то момент человек начинает чувствовать, что в теле существует некая энергия. И постепенно акцент смещается: теперь важно не только занятие, укрепляющее здоровье или позволяющее побеждать в поединках, а становится важен момент наполнения энергией и появляется определенная жизненная философия, особый образ жизни. В моей жизненной истории так и было: в детстве мне нравилось смотреть, как танцуют профессиональные танцоры, и хотелось хоть немного быть похожими на них. Мне повезло, и я попала в хореографию будучи студенткой. Поэтому освоение движения было достаточно качественным и осознанным. Потом появилась возможность познакомиться с системами импровизации, аутентичного движения и анализа движения, что существенно изменило качество моих действий и перемещений в пространстве. Я научилась (или вспомнила) как дышать, как двигаться, не забывая о дыхании. И в какой-то момент, поняла, что уже не могу без постоянных занятий. Но теперь было не интересно выходить на соревнования, намного важнее стало то, что ты чувствуешь и как ты действуешь, что принимаешь за основу и как относишься к внешним обстоятельствам. Эти метаморфозы происходят тогда, когда начинаешь осознанно делать выбор, понимая, что не всегда этот выбор будет всех радовать. И когда процесс становиться таким же ценным, как и результат. Хотя часто именно сам процесс и становится важным результатом.
Развитие моторных полей человека мы используем наряду с техниками импровизации, Лабан-анализом и основами Бартениефф, которые в свою очередь помогают осознанию центра в теле, выстраиванию связей центр – периферия, развитию координации усилий, целенаправленности и активности действий, а также позволяют анализировать ритмы движения, репрезентуя психологические характеристики личности.
Импровизация позволяет развивать чувствующее и "думающее" тело и позволяет научиться видеть, чувствовать, осознавать и рефлексировать материал, из которого создается реальность Поэтому, в свою практическую работу мы обычно включаем много импровизационных техник, техники релаксации и осознания тела, более тонкого чувствования внутренних сигналов, импульсов движения, чувствование партнера, пространства/времени как элементов, рождающих взаимодействие.
Так же, в своей работе мы активно используем Лабан-анализ как диагностическую и развивающую систему, которая по данным наших исследований позволяет выстраивать программы развития, двигаясь от ограничений к свободе, от ригидности к разнообразию и возможности импровизировать, учитывая качество отношений и категорию пространства.
Для выстраивания тела и осознания базовых телесных взаимосвязей мы так же включаем в свою работу физические практики, разработанные физиотерапевтом Ирмгард Бартеньефф, в течение второй половины ХХ века, в рамках теории движения Лабана.
Кроме того, мы предлагаем работу по развитию моторных полей. Концепция эмбрио-динамических полей немецкого эмбриолога Эрика Блекшмидта (Erich Blechschmidt), «аффекто-моторные» схемы Георга Даунинга (George Downing), «сенсомоторные» схемы Жана Пиаже позволили Дэвиду Боаделла, основоположнику биосинтеза, разработать концепцию моторных полей.

Мова Л.В, к. психол. н.,
доцент каф. общей и организационной психологии
КНУ им. Т.Г.Шевченко,
Руководитель Центра психологии движения «Maluma&Takete»
доцент каф. общей и организационной психологии
КНУ им. Т.Г.Шевченко,
Руководитель Центра психологии движения «Maluma&Takete»